21 ноября в Украине отмечают День работников сельского хозяйства. Накануне профессионального праздника корреспондент «ДНЛ+» пообщался с дружковским фермером Виталием Куплевацким, который рассказал о тонкостях работы в агропромышленном секторе, рынке земли и почему в Украине такие высокие цены на продукты.
- Виталий, расскажите, как вы стали фермером? Все же не самая популярная профессия в Дружковке.
- Я родился и вырос в селе в Лозовском районе и меня всегда привлекала сельскохозяйственная техника. Только проедет трактор – я сразу бежал за ним и смотрел. К тому же, отец работал механиком в колхозе и я прекрасно знал, что из себя представляет работа в сельском хозяйстве. После окончания школы я без раздумий поступил в Харьковский аграрный университет им. Докучаева на агронома, закончил его и стал работать в Барвенково в известной в свое время агрофирме«Шахтер» им. Засядько. Это было очень крупное предприятие – одной земли только 8 тысяч ГА, не говоря уже об огромном парке техники, животных. В Барвенково я проработал четыре года – с 2003 по 2007 год. В целом, было все нормально, но жить и работать приходилось в небольшом селе. Для молодого парня это было непросто. Я понимал, что там можно надолго увязнуть. С другой стороны, Харьков – огромный город – тоже не мое. Через время меня пригласили в Дружковку в такой же филиал агрофирмы «Шахтер» главным агрономом в селе Красная Звезда (сейчас село Дружковское). Работать здесь было сложнее, чем в Барвенково. Более активные, трудолюбивые люди работали на заводах, в промышленности, и очень мало талантливых специалистов видели себя в сельском хозяйстве. Понятно, что в агросекторе ниже зарплаты, работа сложная и большинство уходило на предприятия. Так исторически сложилось и здесь ничего не сделаешь. Из-за этого у нас была постоянная нехватка людей. Плюс к закату агрофирмы руководство начало «зажимать» и ставить непонятные условия. Я понимал, что необходимо начинать делать что-то свое. Тем более, что тогда были неплохие условия для старта в фермерстве – было много заброшенной земли, паи людей никто не обрабатывал. Сейчас свободной земли практически нет.
- Какие были ваши первые шаги как самостоятельного фермера?
- В первую очередь, нужно было найти людей, которые готовы продать или сдать в аренду в землю. К этому времени я уже оброс знакомствами, которые мне помогали. Начинал с 50 Га земли, потом дошло до 100 Га, сейчас обрабатываю 200 Га. Часть у меня в собственности, а часть арендую. Высаживаю пшеницу, кукурузу, ячмень, подсолнечник. Для понимания – это не самые большие площади. У других частных фермеров есть и по 300, и по 500, и даже по 1000 гектар. У крупных хозяйств счет идет на десятки тысяч. Некоторые остались на уровне 50 Га и вырасти не могут. Дело в том, что сейчас сложно найти землю, которую бы никто не арендовал или не обрабатывал. В целом, рынок «разобран», есть свои игроки и новым фермерам очень сложно начать.
Понятно, что никуда без техники – поначалу все тракторы, комбайны, грузовые автомобили арендовал. Помогали связи в агрофирме «Шахтер». Очень много времени и сил заняло наведение порядка на полях. Земли по 10 лет не обрабатывалась – нужно было ее удобрять, подготавливать, а в некоторых местах выросли деревья по 4-5 метров. В 2009 году я понял, что назад дороги нет, необходимо развиваться и в 2010 году купил первый трактор. На данный момент у меня три трактора, один комбайн и один КАМАЗ. Если арендовать, то не будет никакого смысла этим заниматься из-за высокой цены. Для того, чтобы отвезти зерно на элеватор нанимаю частного перевозчика.
- Вы занимаетесь только земледелием или и животноводством?
- Пробую заниматься свиноводством, но это такие незначительные объемы, что говорить об этом рано. Пока я еще не понял, стоит ли тратить время и силы на животных. Трудно считать экономику этого бизнеса. В прошлом году если сдавать свинину оптом живым весом, то цена была очень низкой. Сейчас в связи с высокой стоимостью зерна многие люди в частном секторе перестали держать свиней и цена на мясо поднялась. Плюс очень сложно конкурировать с большими фирмами.
- Многие думают, что фермеры работают только весной, летом и осенью, а зимой отдыхают. Так ли это?
- Конечно нет. Мы работаем круглый год. Отпуска у нас практически нет. Вот смотрите, сейчас убрали урожай и необходимо вспахать землю. Зимой вся техника проходит ремонт – какие-то узлы ремонтируем, какие-то меняем. Это очень трудозатратно, но необходимо, чтобы быть уверенным, что трактор или комбайн не сломаются в самый неподходящий момент. Весной – подготовка полей к посадке и непосредственно посадка. Летом – ежедневный уход за растениями (подкармливание, опрыскивание, механическая обработка). Плюс подготовка техники к уборке. Осенью убрали урожай и вновь обработка почвы после прохода комбайна – дискование или культивирование. В сентябре-октябре садим озимые. Параллельно убираем поздние культуры. Сейчас проводим глубокую обработку почвы. И так по кругу каждый год.
- Сколько людей работают с вами в одной команде?
- По-разному, все зависит от того, что именно необходимо делать. А так на регулярной основе привлекаю комбайнера – с ним работал еще на агрофирме «Шахтер». Мужчина уже на пенсии и очень мне помогает. Также есть еще один помощник, в пик сезона – максимум два.
- Недостаточно убрать зерно, его еще необходимо сохранить и продать…
- С этим проблем никаких нет. Есть элеваторы в Константиновке, Краматорске, куда я либо продаю, либо сдаю на хранение. Часть продаю по месту в элеватор, часть в порт Мариуполя. Однако последний вариант сейчас не самый удобный из-за того, что перевозчики подняли цены на доставку. Куда дальше идет мое зерно я не знаю, потому что не работаю на конечного потребителя. В Донецкой области мало зерноперерабатывающих предприятий и не такие большие объемы обработки, поэтому мое зерно отправляется в другие регионы Украины, либо заграницу. Это касается пшеницы. Если говорить о подсолнечнике, то в Славянске есть маслоперерабатывающее предприятие.
- Как вы оцените урожай в текущем году?
- Урожай был хороший и для потребностей Украины его хватит «с головой». Пшеницы до следующего сезона хватит 100%. Главное, чтобы наши власти не увлеклись и не продали слишком много заграницу, что может привести к дефициту и росту цен на хлеб. Если говорить о кукурузе, то там традиционно есть большие излишки, которые не используются на внутреннем рынке и они уходят на экспорт.
- Ежегодно в Украине хорошие урожаи, власти говорят о новых рекордах, но цены все равно растут. В текущем году – катастрофически. Почему так происходит?
- Цены на сельскохозяйственную продукцию на мировом рынке, частью которого мы являемся, диктует потребность – есть запасы или нет. Стоимость продуктов устанавливаются не в Украине. Если бы наше государство было более сильное, то могло бы диктовать свои условия. Для этого власти должны были закупить необходимые объемы зерна или их забронировать. И это нужно делать не в «высокий» сезон, когда цена на пике, а сразу после сбора урожая. Условно говоря, есть Дружковский хлебозавод. Ему государство должно дать дотацию на закупку зерна по 5,5 гривен, как это было летом. Предприятие закупило необходимый объем и не тратит лишние деньги. Сейчас хлебозавод вынужден покупать зерно уже по 8 гривен и разницу платит конечный потребитель. На мировом рынке Украине признанный лидер в агропромышленном комплексе. В прошлом году украинская пшеница была самой дорогой в мире и за нее давали больше денег, чем за ту же американскую или европейских производителей.
- С чем это связано?
- Скорее всего наше зерно более качественное. У нас землю не обрабатывают таким огромным количеством пестицидов, как в других странах. Плюс наши климатические условия. Вот недавно прочитал, что Украина входит в ТОП-5 стран мира по продаже пшеницы. Если не ошибаюсь, то мы можем накормить 800 млн человек – грубо говоря восьмую часть земли. И нам есть куда расти.
- За счет чего?
- За счет внимания со стороны государства. Понятно, что это финансовая поддержка и стимулирование. Но кроме этого необходимо обучать мелких и средних фермеров. Особенно это касается людей, у которых 50-100 Га земли. Они работают по-старинке, как их отцы и деды, а сейчас выходит много новых удобрений, средств защиты. Более-менее крупных фермеров обучают производители тех же семян, удобрений – проводятся тренинги, семинары, делятся опытом. А небольшие фермеры остаются в стороне и существуют на грани выживания. Многих из них через несколько лет не будет. Как выросла цена на продукцию, так выросла стоимость удобрений, пестицидов. По некоторым позициям за год в три раза. Без удобрений работать невозможно. К тому же, у них нет своих зернохранилищ и они продают зерно «с поля» за минимальную цену.
Властям всех уровней необходимо понимать, сколько у нас мелких фермеров, проверить уровень их знаний и пытаться обучать. Понятно, что на год их не посадишь за парты. Но хотя бы раз в месяц их нужно собирать на тренинги и мастер-классы, как это делают для крупных хозяйств производители. Средний класс, такой как я, более-менее устойчив.
- В минувшем году в Украине заработал рынок земли. Нужно это Украине? Можно ли сейчас говорить о первых итогах?
- Купля-продажа земли в нашей стране была всегда. Просто некоторые политики решили на этом вопросе сделать себе пиар. Кто хотел продать землю, тот ее продавал, кто хотел купить, тот покупал. Просто сейчас этот вопрос стал более прозрачным с юридической точки зрения. Однако я бы не сказал, что изменения в законодательстве привели к кардинальным изменениям на рынке. Для того, чтобы купить землю, необходимо много денег. Очень много. И мало у каких фермеров лежит дома «чемодан». Даже если и есть свободные деньги, то многие их тратят на приобретение новой техники. Те же фермеры, которые хотят приобрести пай, то смотрят на владельцев арендуемых участков. Согласно закону, если владелец земли захотел ее продать, то первоочередное право выкупа есть у того, кто ее обрабатывает. Также много было опасений, что сюда зайдет иностранный капитал и наш чернозем окажется в руках у китайцев или европейцев, но этого также не произошло. Еще раз – люди не стали массово продавать свои паи. С другой стороны, нет и особого спроса на рынке. Владельцы понимают, что они получают ежегодно какие-то деньги от арендаторов. В случае продажи они этот регулярный доход потеряют.
- Виталий, в завершение вопрос, который волнует многих людей. Грозит ли Украине голод?
- Голод из-за плохого урожая нам точно не грозит. Нам очень повезло с географическим положением. Вот, к примеру, летишь в Египет и смотришь – леса, море, пустыня. У нас же поля от Карпат до Азова. Мы как-то неразумно распоряжаемся своими богатствами. В том же Египте человек на песке и камне умудряется жить и развиваться… В целом, если не случится никаких климатических катастроф, то голод нам не грозит. Просто нам нужно изменить свое отношение к тому, что имеем.
Антон Зайцев, dnl.dn.ua
Комментарии