25 октября в Украине пройдут выборы в местные советы, а значит, завершается срок полномочий депутатов, которые определяли направление жизни городов, районов, поселков и сел. Именно представители горсовета распределяют деньги на ремонты дорог, освещения, домов и многого другого, поэтому их работа ежедневно влияет на жизнь людей. Корреспондент «ДНЛ+» поговорил с депутатом Дружковского городского совета Александрой Пахомовой о прошедших пяти годах работы, особенностях работы оппозиции в Дружковке и влиянии людей на жизнь города.
- Александра Викторовна, в 2015 году вы впервые стали депутатом. Расскажите, какими были эти пять лет?
- До 2015 года наша команда позиционировала себя как общественная организация. На тот момент, по итогам выборов, городской совет состоял из 36 депутатов, которые представляли «Оппозиционный блок», искусственно созданная партия «Наш край», Радикальная партия Олега Ляшка, «Батькивщина» и «Блока Петра Порошенко». По большому счету 29 человек представляют прогнатенковскую силу и оставшиеся семь депутатов были в оппозиции. Во многом заход оппозиционных сил стал возможен благодаря пропорционально-мажоритарной системе. С этой стороны, она сработала в плюс, но у этой системы есть и определенные минусы. Ответственный избиратель должен поставить на чашу весов как личность человека, так философию и ценности партии (или их отсутствие) от которой выдвигается кандидат. И это не всегда совпадает. Как пример, в городской совет вошли три представителя «Блока Петра Порошенко» и избиратели наверняка думали, что они будут придерживаться идеологии этой политической силы. Но так получилось, что два депутата, не сильно извиняясь и ничего не объясняя своему избирателю, фактически перешли в другую партию и голосовали, как нужно большинству.
Что еще было интересного во время старта работы горсовета, так это самоотзыв людей, которые набрали необходимое количество голосов, но написали заявления на выход из состава депутатов, чтобы в совет вошли Ирина Бучук и Галина Небогатикова. Наверное, они более удобны и нужнее городским властям. Это позволило властям формировать такой состав горсовета, чтобы удобнее принимать важные для них решения.
Также неоднократно были зафиксированы случаи, когда депутаты предавали своих избирателей и переходили из одной политической силы в другую. Так, представители «Оппозиционного блока» и «Нашего края» в один момент «решили», что должны перейти в партию «Оппозиционная платформа – За жизнь», вслед за своим лидером Валерием Гнатенко.
В целом впервые за почти 15 лет правления Гнатенко в нашем городе в горсовете была представлена оппозиция. Пусть и маленькая, зато активная, но была представлена. Нас изначально приняли «в штыки». Понятно, что мы раздражали и мешали большинству. На одном из первых заседаний депутат Галина Небогатикова вышла на трибуну и выступила с призывом о том, что оппозиция не нужна, она будет только мешать, и депутаты от Радикальной партии и «Батькивщины» должны сложить свои мандаты. Мы не доставили ей такого удовольствия - остались работать в совете и «мешали» делать те вещи, которые идут вразрез с интересами дружковчан. В какой-то степени это нам удалось. Хотя было непросто. Никакие наши инициативы, предложения, проекты не имели поддержки и их не принимали во внимание. Во время сессий, когда депутаты-оппозиционеры высказывали свое мнение, им мешали. Я помню, как публичной «порке» подвергли депутата Татьяну Бухаркову Т., которая, по их мнению, дала какое-то неправильное интервью. Я помню клевету на Евгения Фиалко, но больше всех доставалось Виктору Баштовому – его постоянно пытались дискридитировать. Такое ощущение, что мы находились в прошлом, когда клеветнические письма подписывались депутатами. Кстати, хочу отдать должное тем депутатам большинства, которые нашли в себе мужество и не пошли на это. Мы общались некоторыми подписантами таких писем, и они говорили, что зависимые люди и могли в противном случае остаться без работы. Конечно, комфортно не было, но мы на это и не рассчитывали. Если бы мы окунулись в теплые объятия власти, то это значило, что попросту предали, продались и смалодушничали.
- Какие у вас были первые впечатления, когда вы попали в городской совет?
- Первое, что запомнилось, это турникет, который стоит на первом этаже. Я, кстати, нигде не видела таких турникетов – ни в Краматорске, ни в Славянске, ни в Черновцах… Мы много раз говорили, что таким образом власти ограждаются от своих избирателей, но к нашим словам не прислушались.
Еще поразило то, что городской совет, по сути, не выполняет своих функций. То, что было задумано законодателем – система сдержек и противовесов – она в Дружковке не работает. Городской совет у нас не контролирует исполнительную власть, поскольку является его частью. Если посмотреть на депутатов большинства, то это руководители коммунальных предприятий и учреждений, учебных заведений и предприниматели, которые, так или иначе, зависят от бюджета города. Поэтому принимать какие-то решения, контролировать ситуацию в исполнительном комитете они не могут. Фактически у нас установилась жесткая феодальная система, которая не привела к развитию города. По форме это выглядит как глубокий «совок» времен брежневского застоя, когда выступления сопровождались бурными аплодисментами, высказывались хвалебные речи и вешались медали за заслуги друг перед другом. С одной стороны, это выглядит комично, но с другой - это очень грустно. Мы как-то застряли в прошлом, и хочется перешагнуть в XXI век и выйти из этого глубокого застоя.
- Что вас еще возмущало в работе городского совета?
- В первую очередь, это непрозрачность в распределении финансов. Все проекты решений должны быть обнародованы за 20 дней до проведения сессии с некоторыми исключениями. Но как раз финансовые документы не публиковались в указанный срок. Это же касается и пояснительных записок к изменениям, вносимым в бюджет. На каждой сессии мы поднимали этот вопрос и указывали, что это незаконно. В какой-то степени нам удалось добиться положительных изменений и документы все же стали доступны. Однако не всегда. Как пример, одна из внеочередных сессий в марте, когда выделялись средства на борьбу с коронавирусом. У нас не было на руках проектов решений и мы голосовали, опираясь лишь на озвученные с трибуны слова. Оппозиционные силы пошли на это и отдали свои голоса за изменения в бюджет. Мы не допускали, что можно обманывать на такой проблеме. В итоге оказалось, что, помимо выделения средств на борьбу с COVID-19, в итоговом документе появились деньги на покупку каких-то коньков, приобретение аппаратуры для городского радио. Это вопиющий факт и такого не должно быть.
Также огромные средства тратятся на реализацию различных проектов и это вызывает не меньше вопросов. К примеру, постоянно из бюджета выделяют деньги на вечную реконструкцию здания УСЗН, в частности 1,2 млн гривен для постройки перехода между управлением соцзащиты и ЦНАПом. Мы говорили, что это нерациональное использование денег, что у нас в городе есть более насущные проблемы, но решение было принято. Через какое – то время оказалось, что 1,2 млн гривен недостаточно и они превратились уже в 6 млн гривен.
Большие вопросы к ремонту площади и парка. Далеко ходить не нужно - можно взять пример соседнего Краматорска, где аналогичные объекты сдаются вовремя, все выполнено из качественного материала, архитектурный стиль не изуродовал, а лишь украсил центральную площадь и действительно глаз радуется. У нас мы видим, что площадь и до сих пор недоделана, часть деревьев и клумб уничтожена, из горбатой плитки торчат сорняки. Когда территорию приведут в порядок – большой вопрос. Нас постоянно пытаются обмануть и говорят, что то не хватает плитки из-за большой загруженности изготовителя (мы не поленились - позвонили предприятию и выяснили, что никакой очереди нет и плитку можно свободно купить), то работы вот- вот продолжаться. Об архитектурных особенностях реконструированной площади говорить не приходится – здесь смешались и сталинский ампир, и французский прованс, и плитка в виде вышиванки - полностью нарушен ее архитектурный ансамбль.
Оставляет желать лучшего и информационная политика городских властей. Долгое время рупором городской власти была газета «Дружковский рабочий» и на ее содержание выделялись большие деньги. Даже после того, как она перестала быть коммунальным предприятием согласно закону о ликвидации коммунальных СМИ, издание постоянно дотируется и не выживает самостоятельно, как другие газеты в нашем городе. Я помню историю, как распространителям «Нашей Дружковки» и «ДНЛ+» запрещали продавать эти издания. Городская власть очень четко держала в своих руках информационное поле. Не так давно она создала муниципальное радио и финансирует его из городского бюджета. Буквально на предпоследней сессии было выделено 214 тысяч гривен на приобретение оборудования для радио, хотя в первоначальном проекте этих средств не было. Что в «Дружковском рабочем», что по радио мы слышим лишь хвалебные оды в адрес властей, а это неправильно. В информационном поле Дружковки должны быть разные позиции и мнения. Это пошло бы на пользу и нашей власти, поскольку освещение реальных проблем позволит исполкому более четко ориентироваться и решать их.
Также считаем, что штат исполкома неоправданно «раздут». Его содержание занимает значительную долю городского бюджета.
- Что дает горожанам присутствие оппозиции в горсовете?
- Благодаря нам власти приходилось быть более осторожными в принятии решений. Мы это наблюдали и могли сравнить с работой предыдущих советов. Если бы до того в горсовете были более ответственные и независимые депутаты, то, возможно, в городе удалось бы сохранить детскую поликлинику, не была бы уничтожена станция юных техников, а на земле, выделенной под выпас скота, не появилось бы «дружковское Межигорье» в Молодом парке, где строительство особняков ведет семья Гнатенко.
Очень часто к нам обращались с проблемами жители города. Были случаи, когда приходили люди, которые явно выбирали другие политические силы и нам честно говорили, что их представители не поднимут вопрос, поскольку просто побоятся. Помимо «привычных» вопросов (благоустройство, водообеспечение, дороги ...) к нам обращались и по проблемам рейдерских захватов земли, несправедливости работы правоохранительных органов и многим другим.
Сейчас мы видим, что все больше людей начинают интересоваться проблемами города и чувствуют свою ответственность. Нам удалось вместе с жителями отстоять деревья на площади Соборной, которые должны были уничтожить в процессе реконструкции. Благодаря людям (родителям, учителям, общественникам) удалось восстановить в должности незаконно уволенного директора ОШ №17 Вадима Елагина. Во время карантина вскрылась огромная проблема - транспортировка больных, нуждающихся в гемодиализе, а представители горздрава никак на это не реагировали. Мы благодарны члену областного общественного совета Ирине Кириковой за помощь в решении этой проблемы, секретарю совета Григоренко В. за то, что принял нужные управленческие решения. Таким образом, благодаря общим усилиям, теперь выделяются средства для проезда больных в Краматорск на процедуру, а во время ужесточенного карантина предоставлялся транспорт.
- Что нужно сделать дружковчанам для улучшения жизни в городе?
- Нам всем необходимо чувствовать ответственность и изменить свое отношение к властям и выборам. Людям нужно понять, что, выбирая городского голову, они не выбирают феодала или царя, а нанимают на работу менеджера, который должен обслуживать наши интересы. Более того – спрашивать за его работу и не бояться этого делать. Когда у нанятого чиновника появляется элитная машина, большой дом, ответственный избиратель должен поинтересоваться у него, за какие средства это было куплено, и требовать ответа. Вполне естественно, что власти не хотят менять положение дел, но мы должны заставить их это сделать.
На выборах в прошлом году мы наблюдали и подвозы, и вбросы, и «сетки», и манипуляции со списками, но, к сожалению, полиция не реагировала должным образом. Люди должны понимать, что между уровнем их жизни и участием в выборах существует прямая связь. И если вы принимаете участие в фальсификациях или продаете свои голоса, то какие тогда претензии вы можете предъявлять власти? Но я уверена, что мы все «взрослеем», становимся более ответственными и сознательными . Только действуя сообща, мы можем изменить ситуацию и заставить власти работать на благо города.
Андрей Павлов, dnl.dn.ua
Комментарии