Об этом не знают даже многие северодончане, которые прожили в городе всю жизнь, пишет местный ресурс.
А вы знали, что
В городе была аллея Райкина
В 1949 году в Лисхимстрой ( нынешний Северодонецк) приезжал с гастролями актер и сатирик Аркадий Райкин. Гостя ждали. Но вот беда: артист известный, многие горожане хотят увидеть и услышать его, а выступать, по сути, и негде. В клубе всего лишь 360 мест. Правда, есть летний кинотеатр. Значит, Райкин будет выступать здесь.
А как идти сюда знаменитому артисту по глубокому песку? Выручили деревообработчики. Два дня укладывали они дощатый настил шириной в метр. Летний кинотеатр расширили, дополнительные скамейки установили. Так появилась в Северодонецке «аллея Райкина».
Представ перед зрителями, Аркадий Райкин с обворожительной улыбкой сказал: «Теперь у вас есть прекрасная дорога моего имени». У Аркадия Райкина оказалась легкая рука. В гости к северодончанам зачастили и другие не менее знаменитые творческие коллективы. Свое искусство показали Белорусский ансамбль песни и танца, Государственный Воронежский народный хор с участием заслуженных артистов Мордасовой, Осиповой и Золотаревой, Государственный Закарпатский украинский народный хор, Государственный грузинский ансамбль песни и танца в составе 120 человек.
В Северском Донце плавал бегемот
«Фотография была сделана в 1974 году. На ней запечатлен бегемот, плывущий по Северскому Донцу между Лисичанском и Северодонецком. В то лето на водную станцию приехал зоопарк. Лето было жарким, и участливые работники решили дать бегемоту поплавать. На радость такой же смелой местной детворе, которая подкармливала и плавала с ним больше недели, пока работники зоопарка безуспешно ловили беглеца. Северский Донец. На обеих берегах — заводы, гиганты советской химической промышленности. Панельные высотки, люди, машины. По всем правилам его тут быть не должно. Но вот он, плывет», — подписал опубликованное фото журналист Константин Реуцкий.
Город хотели назвать по-другому
Когда поселок Лисхистрой вырос в город, возник вопрос о названии. Выбирать предстояло из четырех вариантов: Северодонецк, Светлоград, Комсомольск-на-Донце и Менделеевск. Между прочим, не сразу город химиков стал Северодонецком. Некоторое время северодончане были жителями Светлограда.
В Северодонецке Владимиру Высоцкому вернули голос
С 21 по 25 января 1978 года проходили гастроли барда в Луганской (тогда Ворошиловградской) области. Большинство концертов были даны подряд в Северодонецком Ледовом дворце спорта. Здесь в книге отзывов знаменитый гость оставил такое четверостишие:
Не чопорно и не по-светски —
По-человечески меня
Встречали в Северодонецке
Семнадцать раз в четыре дня.
В городе за год до того создали Клуб самодеятельной песни «Диалог», куда вошли в основном молодые кибернетики — выпускники столичных вузов, направленные на работу в местное научно-производственное объединение «Импульс» . Официальных концертов им было мало, поэтому организовали встречу с Владимиром Семеновичем в своем НИИ управляющих вычислительных машин.
«Импульс» оказался под медицинским кураторством одной из лучших северодонецких терапевтов Веры Андреевны Белецкой. Именно ее отец, Андрей Васильевич, — заслуженный врач Украины, вернул Высоцкому голос. В те дни артист, простудившись, вдруг утратил способность не только петь, но практически и говорить громче, чем шепотом.
Лечили острый ларингит интенсивной терапией в медсанчасти объединения «Азот» — до выступлений, а в перерывах между ними — прямо за сценой. Медик одну за другой делал Владимиру Семеновичу лекарственные ингаляции с антибиотиками.
Высоцкий не обошелся без импровизированного концерта для сотрудников и пациентов с персональной раздачей автографов в самом медучреждении.
В Северодонецке было два аэропорта
Многие северодончане еще не забыли работающий Северодонецкий аэропорт в районе озера Клешня. Но, наверное, не все знают, что в истории Северодонецка этот аэропорт — второй.
Первый аэродром начал работу в конце сороковых годов. Его появление тесно связано со строительством и работой химического комбината. Поскольку завод, а вместе с ним и поселок, не имели железнодорожного сообщения, то решено было наладить воздушное, и построить аэровокзал. Он располагался в районе троллейбусной остановки «Аммиак».
Правда эти места не знали ни асфальтового, ни бетонного покрытия — взлетно-посадочные полосы были земляными: Боингов и ТУ-144 аэровокзал не принимал, а для маленьких самолетов этого было достаточно. Изначально аэропорт не предполагал пассажироперевозок, а служил лишь для отправки специалистов «Азота» в срочные командировки.
В декабре 1963 года было принято решение об ускоренном развитии химической промышленности, что включало в себя увеличение капитальных вложений в отрасль путём строительства новых и реконструкцию действующих заводов. Лисичанский азотно-туковый комбинат стал расширяться, в посёлке Лисхимстрой велось активное строительство, в том числе и предприятий, а сам посёлок Лисхимстрой был переименован в город Северодонецк. Впоследствии Северодонецк всё чаще становится местом проведения совещаний и съездов разных уровней. Старый аэродром уже не мог удовлетворить потребности молодого и развивающегося города. Тем более аэродром стал всё чаще страдать от весеннего разлива реки Северский Донец, а с другой стороны аэродрома уже ударными темпами кипела работа по возведению Северодонецкой ТЭЦ, дымовая труба которой представляла бы опасность полетам. Поэтому стал серьезный вопрос о переносе аэродрома и строительстве современного для того времени аэропорта.
Второй аэропорт в Северодонецке открылся в 1968 году.
Первый автобус столкнулся с первым паровозом
Еще до войны Лисхимстрой получил несколько новеньких грузовых машин. А поскольку пассажирского транспорта в городе не было, то эти же машины возили людей. Один из грузовиков жители поселка собственными силами переоборудовали под автобус.
В поселке был и паровоз, тоже в единственном экземпляре. И как-то произошел с паровозом и автобусом грустный с одной стороны, а с другой стороны — забавный случай — на переезде единственный лисхимстроевский автобус столкнулся с единственным паровозом.
Люди, к счастью, не пострадали, но автобус «трудоспособность» потерял. В послевоенные годы общественный транспорт возобновил свою работу в поселке: жители сделали второй автобус. Его покрасили в небесный цвет и назвали «Голубой Дунай».
Комментарии