Центральная избирательная комиссия приняла постановление, утверждающее новый порядок рассмотрения обращений избирателей об изменении их избирательного адреса. Главное в новом порядке – с 1 июля 2020 года избиратели смогут менять свой избирательный адрес независимо от регистрации места жительства. Depo.ua рассказывает о возможных последствиях этого решения.
Юридические последствия будут состоять в том, что ВПЛ из Крыма и Донбасса, а также другие граждане теперь смогут в полной мере реализовать свои избирательные права, участвуя в выборах по месту своего нынешнего проживания. Кроме того, это нововведение увеличит число избирателей, которые смогут голосовать, что сделает выборы более представительными.
Гражданин сможет подать заявление об изменении избирательного адреса в орган, ведущий Государственный реестр избирателей, как в бумажном, так и в электронном виде. Такое заявление может быть подано в любое время, но не позднее, чем на пятый день со дня начала избирательного процесса. Кроме того, избиратель может обратиться в орган ДРВ с новым заявлением не ранее чем через 180 дней после даты последнего изменения избирательного адреса такого избирателя, сообщила ЦИК.
По словам председателя комиссии Олега Диденко, после дальнейшего внедрения соответствующего электронного сервиса автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы «Государственный реестр избирателей» избиратели, выразившие такое желание, смогут дистанционно менять свой избирательный адрес.
Могут ли мигранты из Крыма и Донбасса голосовать?
Основное практическое следствие нововведений ЦИК заключается в том, что ВПЛ, которым ранее разрешалось участвовать только в общенациональных выборах (голосование за кандидатов в президенты и партийные списки), теперь также можно будет голосовать за отдельных мажоритарных избирателей в избирательных округах, где они сейчас живут. А также – стать полноправными субъектами выборов мэров, ОТГ и других местных органов власти по новому месту жительства.
В дополнение к юридическим последствиям решение ЦИК будет иметь определенный политический эффект, поскольку допуск к голосованию военнослужащих из примерно 1,5 миллиона перемещенных лиц может иногда существенно изменить избирательный ландшафт.
Этот вопрос имеет свою историю, которая началась с аннексии Крыма и начала войны на Востоке, когда люди были вынуждены бежать от обстрелов. И с этого момента дискуссия об их участии в местных и парламентских выборах стала актуальной. Но решение позволить поселенцам принять участие в формировании власти на новом месте жительства было отложено тогдашними властями, с одной стороны, из-за технической невозможности сделать это. А также опасения, что это станет фактором фальсификации.
Они также опасались социальных взрывов в районах с большим количеством мигрантов. В этом контексте особо отмечены Харьковская, Запорожская, Днепропетровская и Одесская области.
В следующем избирательном цикле, в 2019 году, участие мигрантов в выборах также не стало полным. Им по-прежнему разрешалось голосовать на президентских и пропорциональных выборах в Раду. Но только люди с регистрацией на этих территориях могли голосовать за мажоритарщиков в некоторых избирательных округах.
Но теперь, спустя более пять лет после начала внутренней вынужденной миграции, мигранты по большей части стали полноправными членами своих новых общин и ассимилировались с «аборигенами». В то же время многие уже решили вопрос с жильем и получили регистрацию, что уже открывает путь к полной реализации избирательного права.
Тем не менее, есть еще много тех, кто присоединился к новым сообществам. продолжает жить с донбасской или крымской печатью в паспорте. Но, решив свои первоочередные вопросы социальной и экономической адаптации, многие из них все чаще поднимают вопрос об обеспечении избирательного права. Нельзя сказать, что это какие-то «особые» люди, которые могут оказать существенное влияние на результаты выборов. Особенно там, где их концентрация невысока.
Вместо этого остаются определенные особенности в тех случаях, когда число мигрантов является значительным. Например, в Запорожье, где было зарегистрировано около 50 000 ВПЛ, такое большое количество людей для небольшого (по сравнению с Киевом) города вполне способно не только сместить идеологические акценты, но и полностью изменить ход выборов, скажем, мэра.
Риски также сохраняются в районах, прилегающих к неподконтрольным районам Донецкой и Луганской областей. В конце концов, феномен миграции людей, когда так называемые «пенсионные мигранты» посещают материковую Украину раз в месяц для получения пенсий и социальных пособий, может стать фактором, влияющим на выборы в тех же Мариуполе, Северодонецке, Краматорске и других городах, городах и селах, прилегающих к неподконтрольным территориям.
Говорят также о возможном влиянии на картину выборов в Киеве, где также много мигрантов. И они могут дать шанс жизни определенной политической силе.
Комментарии